Рабочая программа Практикум по химии Решение расчетных задач 11 кл

Пояснительная записка
Рабочая программа практикума «Решение расчетных задач» для 11 класса разработана на
основе примерной программы по химии и авторской программы по химии О.С. Габриелян для
среднего общего образования. Химическое образование занимало и занимает одно из ведущих
мест в системе общего образования, что определяется безусловной практической значимостью
химии, ее возможностями в познании основных методов изучения природы, фундаментальных
научных теорий и закономерностей. Решение расчетных задач занимает важное место в
изучении основ химической науки. При решении задач происходит более глубокое и полное
усвоение учебного материала, вырабатываются навыки практического применения имеющихся
знаний, развиваются способности к самостоятельной работе, происходит формирование умения
логически мыслить, использовать приемы анализа и синтеза, находить взаимосвязь между
объектами и явлениями. В этом отношении решение задач является необходимым компонентом
при изучении такой науки, как химия.
Решение задач – не самоцель, а метод познания веществ
и их свойств, совершенствования и закрепления знаний учащихся. Через решение задач
осуществляется связь теории с практикой, воспитываются трудолюбие, самостоятельность и
целеустремленность, формируются рациональные приемы мышления. Умение решать задачи
является одним из показателей уровня развития химического мышления, глубины усвоения ими
учебного материала. В курсе «Решение химических задач», используются общие подходы к
методике решения как усложненных, нестандартных задач, так и задач школьного курса,
применяется методика их решения с точки зрения рационального приложения идей математики и
физики.
Программа рассчитана на 2 часа в неделю, 68 часов в год.
Цели программы:
- воспитание личности, имеющей развитое естественно-научное восприятие природы;
- развитие творческого потенциала учащихся;
- развитие познавательной деятельности учащихся через активные формы и методы обучения; закрепление, систематизация знаний учащихся по химии;
- обучение учащихся основным подходам к решению расчетных задач по химии.
Задачи программы: - учить учащихся приемам решения задач различных типов;
- закреплять теоретические знания, учить творчески применять их в новой ситуации;
- способствовать интеграции знаний учащихся, полученных при изучении математики и физики
при решении расчетных задач по химии;
- продолжить формирование умения анализировать ситуацию и делать прогнозы;
- развивать учебно-коммуникативные навыки.

Планируемые результаты

1.1Личностные результаты:
- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики;
- сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского
общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной
деятельности;
- навыки сотрудничества со сверстниками, взрослыми в образовательной, учебноисследовательской деятельности;
-готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию; сознательное
отношение к непрерывному образованию как
условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
- эстетическое отношение к миру, включая эстетику научного и технического творчества;
- принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни;
- осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных
жизненных планов;
- сформированность экологического мышления, понимания влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды
1.2.Метапредметные результаты
1.2.1 Регулятивные универсальные учебные действия
-самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно
определить, что цель достигнута;
-оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности,
собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и
морали;
-ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
-оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые
для достижения поставленной цели;
-выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя
материальные и нематериальные затраты;
-организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения
поставленной цели;
-сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
1.2.3.Познавательные универсальные учебные действия
-искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять
развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и
познавательные) задачи;
-критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать
и фиксировать противоречия в информационных источниках;
-использовать различные модельно-схематические средства для представления
существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в
информационных источниках;
-находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений
другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении
собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
-выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск
возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
-выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со
стороны других участников и ресурсные ограничения;

-менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
1.2.3.Коммуникативные универсальные учебные действия
-осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как
внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для
деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не
личных симпатий;
-при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в
разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
-координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
-развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных
(устных и письменных) языковых средств;
-распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной
фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных
оценочных суждений.
1.3.Предметные результаты:
- знать и понимать основные законы и теории химии, применять их при решении
практических и расчетных задач;
- знать алгоритмы решения задач разных типов, разными способами; расчетные формулы.
- уметь составлять уравнения химических реакций и выполнять расчеты по ним,
выполнять расчёты для нахождения простейшей, молекулярной и структурной формул
органических соединений;
- проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием
различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов
Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки, передачи и
представления химической информации в различных формах;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту
и на производстве; определения возможности протекания химических превращений в
различных условиях и оценки их последствий; экологически грамотного поведения в
окружающей среде; оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на
организм человека и другие живые организмы; безопасного обращения с горючими и
токсическими веществами, лабораторным оборудованием; приготовление растворов
заданной концентрации в быту и на производстве.

Содержание учебного курса
Тема 1. Расчеты по химическим формулам и уравнениям химических реакций . Основные
количественные характеристики вещества: количество вещества, масса, объем. Массовая,
объемная и молярная доля вещества в смеси. Массовая доля элемента в соединении.
Простейшая или эмпирическая формула. Истинная или молекулярная формула. Химическое
уравнение, термохимическое уравнение, тепловой эффект химической реакции.
Стехиометрические расчеты. Выход продукта реакции. Тема 2. Строение атома и строение
вещества . Ядро: протоны и нейтроны. Изотопы. Электроны. Электронная оболочка.
Энергетический уровень. Особенности строения электронных оболочек атомов элементов 4-го и
5-го периодов периодической системы Д. И. Менделеева (переходных элементов). Понятие об
орбиталях. s- и р-орбитали. Электронные конфигурации атомов химических элементов. Тема 3.
Химические реакции . Реакции соединения, разложения, замещения и обмена в неорганической
и органической химии. Реакции экзо- и эндотермические. Тепловой эффект химической реакции и
термохимические уравнения. Реакции горения, как частный случай экзотермических реакций.
Скорость химической реакции. Зависимость скорости химической реакции от природы
реагирующих веществ, концентрации, температуры, площади поверхности соприкосновения и
катализатора. Реакции гомо- и гетерогенные. Понятие о катализе и катализаторах. Ферменты как
биологические катализаторы, особенности их функционирования. Необратимые и обратимые
химические реакции. Состояние химического равновесия для обратимых химических реакций.
Способы смещения химического равновесия. Теория электролитической диссоциации. Кислоты,
основания и соли с точки зрения теории электролитической диссоциации. Необратимый
гидролиз. Обратимый гидролиз солей. Степень окисления. Определение степени окисления по
формуле соединения. Понятие об окислительно-восстановительных реакциях. Окисление и
восстановление, окислитель и восстановитель. Электролиз как окислительно-восстановительный
процесс. Электролиз расплавов и растворов. Тема 4. Неорганическая химия . Взаимодействие
металлов с неметаллами (хлором, серой и кислородом). Взаимодействие щелочных и
щелочноземельных металлов с водой. Электрохимический ряд напряжений металлов.
Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей. Алюминотермия. Взаимодействие натрия
с этанолом и фенолом. Сравнительная характеристика галогенов как наиболее типичных
представителей неметаллов. Окислительные свойства неметаллов (взаимодействие с металлами
и водородом). Восстановительные свойства неметаллов (взаимодействие с более
электроотрицательными неметаллами и сложными веществами-окислителями). Классификация
кислот. Химические свойства кислот: взаимодействие с металлами, оксидами металлов,
гидроксидами металлов, солями, спиртами (реакция этерификации). Особые свойства азотной и
концентрированной серной кислоты. Основания, их классификация. Химические свойства
оснований: взаимодействие с кислотами, кислотными оксидами и солями. Разложение
нерастворимых оснований. Классификация солей: средние, кислые и основные. Химические
свойства солей: взаимодействие с кислотами, щелочами, металлами и солями. Понятие о
генетической связи и генетических рядах. Генетический ряд металла. Генетический ряд
неметалла. Особенности генетического ряда в органической химии. Тема 5. Органическая химия.
Химические свойства углеводородов ,кислоросодержащих и азотсодержащих органических
веществ. Генетическая связь классов органических веществ. Тема 6. Экспериментальные основы
химии.Качественные реакции, идентификация веществ, алгоритм идентификации, блоксхема.
Алгоритм обнаружения органических соединений.

Тематическое планирование. 11 класс

№

1
2
3
4
5-6
7-8
9 - 10
11 - 12
13 - 15
16 - 18

19 - 20
21
22
23 -24
25 -26
27
28 - 31
32 - 33
34 - 38
39 -41
42 - 45
46
47 - 49
50 - 51
52 - 54
55 - 56
57 - 59
60 - 65
66
67
68

Тема урока
1. Расчеты по химическим формулам и уравнениям химических
реакций.
Нахождение молекулярной массы веществ. Расчет массовой доли
элемента в веществе.
Расчет массовой доли продукта в смеси.
Вычисление массовой доли вещества в растворе.
Расчеты объемных отношений газов при химических реакциях.
Расчетные задачи по уравнению химических реакций (по
известной массе , известному объему).
Расчеты теплового эффекта реакции.
Расчеты массовой доли продукта реакции от теоретически
возможного.
Расчеты объемной доли продукта реакции от теоретически
возможного.
Расчет массы, количества вещества продукта реакции, если одно
вещество дано в избытке.
Расчет массы и количества вещества продукта реакции, если одно
вещество дано с примесями.
2. Строение атома и строение вещества
Строение электронных оболочек атомов.
Типы химической связи.
Типы кристаллических решеток.
3. Химические реакции
Обратимость химической реакции.
Химическое равновесие и способы его смещения.
Теория электролитической диссоциации.
Реакции ионного обмена.
Гидролиз.
Окислительно – восстановительные реакции.
Неорганическая химия.
Химические свойства простых веществ – металлов,их соединений
–основных и амфотерных оксидов и гидроксидов.
Решение цепочек уравнений химических реакций.
5. Органическая химия.
Химические свойства углеводородов.
Решение цепочек уравнений химических реакций.
Химические свойства кислородсодержащих веществ.
Решение цепочек уравнений химических реакций.
Химические свойства азотсодержащих веществ.
Решение цепочек уравнений химических реакций.
Решение задач по органической химии.
6.Экспериментальные основы химии.
Качественные реакции на неорганические вещества и ионы.
Качественные реакции на органические вещества.

Кол. часов
18
1
1
1
1
2
2
2
2
3
3
4
2
1
1
16
2
2
1
4
2
5
3
4
3
3
2
3
2
3
6
2
1
1

7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».