Рабочая программа по основам финансовой грамотности 7-8 классы

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской
области
Тугулымский муниципальный округ
МБОУ Ертарская СОШ № 27

УТВЕРЖДЕНО
Директор школы
________________________
Н.Б.Зарубина
Приказ № 69
от «29» августа 2025 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Основы финансовой грамотности»
для обучающихся 7-8 классов

п. Ертарский 2025

Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Финансовая грамотность» разработана в соответствии с
Федеральным государственным стандартом основного общего образования (далее —
ФГОС ООО) и направлена на достижение планируемых результатов, обеспечивающих
развитие личности подростков, на их мотивацию к познанию, на приобщение к
общечеловеческим ценностям. Программа соответствует примерной программе
внеурочной деятельности (основное общее образование) и требованиям к
дополнительным
образовательным
программам.
«Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы
обучающихся 7–9 классов в сфере экономики семьи. Курс рассчитан на 64 час: по 34 часа
в 7 и 8 классах.
Рабочая программа внеурочной деятельности (социальное направление)
«Финансовая грамотность» для 7-8 классов составлена на основе авторских учебных
дополнительных образовательных программ по развитию финансовой грамотности
обучающихся общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений
начального и среднего профессионального образования: Вигдорчик Е., Липсиц И.,
Корлюгова Ю. Финансовая грамотность. 5—7 классы: учебная программа. — М.: ВИТАПРЕСС, 2014. И Липсиц И.В., Лавренова Е.Б., Рязанова О. Финансовая грамотность. 8–9
кл.: учебная программа. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
Реализация программы внеурочной деятельности (социальное направление) «Основы
финансовой грамотности» для 7-8 классов обеспечена электронным пособием для
учащихся (авторы Липсиц И., Вигдорчик Е. Финансовая грамотность. 5—7 классы и
Липсиц И.В., Рязанова О. Финансовая грамотность. 8–9 классы), контрольноизмерительными материалами.
Нормативно-правовая база:
•
•
•







программа внеурочной деятельности МБОУ Ертарская СОШ на 2025 – 2026 учебный
год;
учебный план МБОУ Ертарская СОШ на 2025 – 2026 учебный год;
Методические
рекомендации
по
уточнению
понятия
и
содержания
внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных
программ, в том числе в части проектной деятельности (письмо департамента
государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства
образования и науки Российской Федерации от 18.08.2017 № 09-1672);
Письмо
Министерства
просвещения
Российской
Федерации
от 05.09.2018 № 03-ПГ-МП-42216 «Об участии учеников муниципальных
и государственных школ российской федерации во внеурочной деятельности».
Внеурочная деятельность. Примерный план внеурочной деятельности в
основной школе: пособие для учителей общеобразовательных организаций [Текст]/ П.
В. Степанов, Д. В. Григорьев. – М.: Просвещение, 2014. – 127 с. 7.
Воспитание и внеурочная деятельность в стандарте начального общего
образования [Текст]/ П. В. Степанов И. В. Степанова. – М.: Центр Педагогический
поиск, 2011. – 96 с.
Григорьев, Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический
конструктор: пособие для учителя [Текст]/ Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. – М.:
Просвещение, 2014. – 224 с.
Как разработать программу внеурочной деятельности и дополнительного
образования: методическое пособие [Текст]/ Е. Б. Евладова, Л. Г. Логинова. – М.:
Русское слово, 2015. – 296 с.






Моделируем
внеурочную
деятельность
обучающихся.
Методические
рекомендации: пособие для учителей общеобразовательных организаций [Текст]/
авторы-составители: Ю. Ю. Баранова, А. В. Кисляков, М. И. Солодкова и др. – М.:
Просвещение,
2013.
–
96
с.
18
– Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 года № 1897 (ред. От 31.12.2015) «Об
утверждении федерального образовательного стандарта основного общего
образования»;
СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями на
24.11.2015 г.

Цели курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» направлены на
формирование активной жизненной позиции, развитие экономического образа мышления,
воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических
отношений в семье и обществе, приобретение опыта применения полученных знаний и
умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Задачи курса:
- способствовать формированию основ финансовой грамотности у учащихся 7–9 классов;
- продолжить освоение базовых финансово-экономических понятий, являющихся
отражением важнейших сфер финансовых отношений;
- продолжить формирование практических умений и компетенций, позволяющих
эффективно взаимодействовать с широким кругом финансовых институтов, таких как
банки, валютная система, налоговый орган, бизнес, пенсионная система и др.
Основные принципы, положенные в основу курса внеурочной деятельности
«Финансовая грамотность»:
- принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребёнка,
создание благоприятных условий для их развития;
- принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;
- научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных
практикой;
- систематичности и последовательности – знание в программе даются в определённой
системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.
В 7 классе курс рассчитан на 34 часа. Занятия проходят 1 раз в неделю в течение 1
академического часа. Формы работы преимущественно групповая и индивидуальная.
Освоение содержания курса опирается на метапредметные связи с курсами
математики, истории, географии, обществознания и литературы.
Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными
особенностями детей и включают задачи, практические задания, построение графиков и
диаграмм, игры, мини-исследования и проекты. В процессе изучения формируются
умения и навыки работы с текстами, таблицами, схемами, графиками, а также навыки
поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.
В 8 классе курс внеурочной деятельности рассчитан на 34 часа.
В 8классе обучаются дети в возрасте 14–15 лет, когда с правовой точки зрения они
обретают часть прав и обязанностей, в том числе в финансовой сфере. Поэтому
становится необходимым обучить подростков тем умениям, которые будут нужны для
оптимального поведения в современных условиях финансового мира.
Вместе с тем учащиеся 8 классов способны расширять свой кругозор в финансовых
вопросах благодаря развитию общеинтеллектуальных способностей, формируемых
школой. Также в данном возрасте начинает осуществляться личностное самоопределение

школьников, они переходят во взрослую жизнь, осваивая некоторые новые для себя роли
взрослого человека. Поэтому в ходе обучения важно опираться на личные потребности
учащегося, не только формировать в нём умение действовать в сфере финансов, но и
подключать внутренние механизмы самоопределения школьника. Нужно научить его не
бояться взрослой жизни и показать, что существуют алгоритмы действия в тех или иных
ситуациях финансового характера. В то же время основным умением, формируемым у
учащихся, является умение оценивать финансовую ситуацию, выбирать наиболее
подходящий вариант решения проблемы семьи. В данном курсе вопросы бюджетирования
рассматриваются на более сложном уровне, нежели в предыдущих классах, исследуются
вопросы долгосрочного планирования бюджета семьи и особое внимание уделяется
планированию личного бюджета.
Значительное внимание в курсе уделяется формированию компетенции поиска,
подбора, анализа и интерпретации финансовой информации из различных источников как
на электронных, так и на бумажных носителях. Большая часть времени отводится на
практическую деятельность для получения опыта действий в расширенном круге
финансовых отношений.
Курс внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» в 8 классе состоит из
разделов, каждый раздел имеет целостное, законченное содержание: изучается
определённая сфера финансовых отношений и определённый круг финансовых задач, с
которыми сталкивается человек в своей практической жизни.
Личностными результатами изучения курса внеурочной деятельности «Основы
финансовой грамотности» являются:
• осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических
проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и
государства;
• овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений:
сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности
вложений на простых примерах;
• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование
собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;
• развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и
реальных экономических ситуациях; участие в принятии решений о семейном бюджете;
 сформированность ответственности за принятие решений в сфере личных
финансов;
 готовность пользоваться своими правами в финансовой сфере и исполнять
возникающие в связи с взаимодействием с финансовыми институтами обязанности.
 сформированность умения анализировать проблему и определять финансовые и
государственные учреждения, в которые необходимо обратиться для их решения;
 владение умением поиска различных способов решения финансовых проблем и их
оценки;
 владение умением осуществлять краткосрочное и долгосрочное планирование
поведения в сфере финансов;
Метапредметными результатами изучения курса внеурочной деятельности
«Финансовая грамотность» являются:
Познавательные:
• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
• использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации,
передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на
интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;
• формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач
в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей;

• овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения
рассуждений, отнесения к известным понятиям;
• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
 умение осуществлять элементарный прогноз в сфере личных финансов и оценивать
свои поступки.
Регулятивные:
• понимание цели своих действий;
• планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;
• проявление познавательной и творческой инициативы;
• оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;
• адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.
Коммуникативные:
• составление текстов в устной и письменной формах;
• готовность слушать собеседника и вести диалог;
• готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права
каждого иметь свою;
• умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку
событий;
• определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный
контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих.
 овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог,
дискуссия) согласно этическим нормам и правилам ведения диалога;
 умение вступать в коммуникацию со сверстниками и учителем, понимать и
продвигать предлагаемые идеи; анализировать и интерпретировать финансовую
информацию из различных источников
Формы контроля: устный опрос; практикумы с решением практических задач, кроссворда
и анаграмм; практическая аналитическая работа: расчёт показателей, анализ
статистических данных, оценка результатов; доклад; творческая работа: буклет,
компьютерная презентация, плакат, кейс, эссе; ролевая игра; квест-игра;
исследовательская работа; проект (групповой, индивидуальный).
Содержание курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность»
(7 класс, 34 часа)
Введение в курс «Основы финансовой грамотности».
Раздел 1. Деньги. Доходы и расходы семьи.
Деньги. История денег. Люди обмениваются товарами и услугами. Прямой обмен
неудобен из-за несовпадения интересов и определения ценности. Товарные деньги
обслуживают обмен, но имеют собственную ценность. Драгоценные металлы и монеты из
них являются товарными деньгами. Металлические монеты сложно изготавливать и
опасно перевозить. Бумажные деньги являются символическими деньгами. Безналичные
деньги представляют собой информацию. Денежной системой страны управляет
центральный банк. Электронные деньги. Ценные деньги. Коллекция монет.
Основные понятия: Деньги. Обмен. Товарные деньги. Символические деньги.
Драгоценные металлы. Монеты. Купюры. Наличные, безналичные, фальшивые деньги.
Гознак. Центральный банк. Банки.
Доходы семьи. Доходами семьи являются: заработная плата, доходы от владения
собственностью, социальные выплаты и заёмные средства. Размер заработной платы
зависит от образования, профессии, квалификации. Владение недвижимостью (квартирой,
домом, гаражом, участком земли) может приносить арендную плату. Деньги, положенные

в банк, приносят проценты. Владельцы акций могут получать дивиденды.
Предприниматель получает прибыль. Государство выплачивает пенсии, стипендии,
пособия. Банки предоставляют кредиты.
Основные понятия: Заработная плата. Собственность. Доходы от собственности.
Арендная плата. Проценты. Прибыль. Дивиденды. Социальные выплаты. Материнский
капитал. Кредиты.
Расходы семьи. Семьи тратят деньги на товары и услуги. Расходы можно разделить на три
группы: обязательные, желательные и лишние. Коммунальные услуги должны
оплачиваться ежемесячно. На крупные покупки деньги можно накопить или занять. Долги
надо отдавать в назначенный срок. В разных магазинах цены на одни и те же товары
различаются. Расходы можно сократить, выбрав магазин с более низкими ценами или
воспользовавшись скидками. Основные понятия: Предметы первой необходимости.
Товары текущего потребления. Товары длительного пользования. Услуги. Коммунальные
услуги. Семейный бюджет. Доходы и расходы следует планировать. План доходов и
расходов называется бюджетом. Превышение доходов над расходами позволяет делать
сбережения. Сбережения обычно хранятся в банке. Превышение расходов над доходами
сокращает сбережения или приводит к образованию долгов.
Основные понятия: Кредит. Вклады. Проценты по кредиту и вкладам. Долги.
Сбережения.
Раздел 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься.
Особые жизненные ситуации и как с ними справиться Экономические последствия
непредвиденных событий: болезней, аварий, природных катаклизмов. Расходы, связанные
с рождением детей. Страхование имущества, здоровья, жизни. Принципы работы
страховой компании. Основные понятия: Аварии. Болезни. Несчастные случаи.
Катастрофы. Страхование. Страховая компания. Страховой полис.
Раздел 3. Семья и государство: как они взаимодействуют.
Налоги. Налоги — обязательные платежи, собираемые государством. Направления
государственных расходов. Виды налогов. Организация сбора налогов. Основные
понятия: Налог. Налоговая инспекция. Подоходный налог. Налоговая ставка. Налог на
прибыль. Физические лица. Пеня. Налоговые льготы. Налог на добавленную стоимость.
Акциз. Социальные пособия. Государство поддерживает некоторые категории людей:
инвалидов, стариков, семьи с детьми, безработных.
Основные понятия: Пособие. Пенсия. Пенсионный фонд. Стипендия. Больничный лист.
Пособие по безработице.
Раздел 4. Финансовый бизнес: чем он может помочь семье.
Банковские услуги. Банки принимают вклады и выдают кредиты. Процентная ставка по
вкладам зависит от размера вклада и его срока. При прекращении деятельности банка
вкладчикам гарантируется возврат средств. Процентная ставка по кредитам выше
процентной ставки по вкладам.
Основные понятия: Банки. Вклады (депозиты). Процентная ставка. Страхование вкладов.
Агентство по страхованию вкладов. Кредит. Залог.
Собственный бизнес. Организация бизнеса. Разработка бизнес-плана. Стартовый капитал.
Организации по поддержке малого бизнеса. Основные понятия: Бизнес. Малый бизнес.
Бизнес-план.
Валюта в современном мире. Валюта — денежная единица страны. Разные страны имеют
разные валюты. Цена одной валюты, выраженная в другой валюте, называется валютным
курсом. Процентные ставки по валютным вкладам отличаются от ставок по вкладам в
национальной валюте.
Основные понятия: Валюта. Валютный курс. Обменный пункт. Валютный вклад.
Содержание курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность»
(8 класс, 34 часа)

Раздел 1. Управление денежными средствами семьи.
Эмиссия денег, денежная масса, покупательная способность денег, Центральный банк,
структура доходов населения, структура доходов семьи, структура личных доходов,
человеческий капитал, благосостояние семьи, контроль расходов семьи, семейный
бюджет: профицит, дефицит, личный бюджет.
Каким именно образом в современной экономике осуществляется эмиссия денег. Из чего
состоит денежная масса. Способы влияния государства на инфляцию.
Структура доходов населения России, её изменения в конце XX – начале XXI в.
Факторы, влияющие в России на размер доходов из различных источников. Зависимость
уровня благосостояния от структуры источников доходов семьи. Статьи семейного и
личного бюджета. Обязательные ежемесячные траты семьи и личные трат.
Основные понятия: Деньги. Денежная масса. Эмиссия денег. Гознак. Центральный банк.
Профицит. Дефицит. Инфляция. Семейный и личный бюджет.
Раздел 2. Способы повышения семейного благосостояния.
Банк. Инвестиционный фонд. Страховая компания. Финансовое планирование. Основные
виды финансовых услуг и продуктов для физических лиц. Возможные нормы сбережения
по этапам жизненного цикла.
Основные понятия: Банк. Инвестиционный фонд. Страховая компания. Финансовые
услуги.
Раздел 3. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем.
Банк. Коммерческий банк. Центральный банк. Виды банковских операций,
осуществляемых банками. Необходимость наличия у банка лицензии для осуществления
банковских операций.
Основные понятия: Банк. Коммерческий банк. Центральный банк. Лицензия. Банковские
операции. Виды банковских операций.
Планируемые предметные результаты освоения
курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность»
7-8 класс
Выпускник научится:
• понимать основные принципы экономической жизни общества: иметь представление о
роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов
семьи, о роли государства в экономике семьи;
• понимать и правильное использовать экономические термины;
• использовать и применять приёмы работы с экономической информацией, её
осмысливать; проводить простые финансовые расчёты.
• использовать приобретенные знания и опыт для применения полученных знаний и
умений для решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников
доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет;
знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых
примерах;
• развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать
обоснованные оценки экономических ситуаций; определение элементарных проблем в
области семейных финансов и нахождение путей их решения;
• развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование
познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.
 владеть понятиями: деньги и денежная масса, покупательная способность денег,
человеческий капитал, благосостояние семьи, профицит и дефицит семейного
бюджета, банк, инвестиционный фонд, финансовое планирование, форс-мажор,
страхование, финансовые риски, бизнес, валюта и валютный рынок, прямые и
косвенные налоги, пенсионный фонд и пенсионная система;

владеть знанием: структуры денежной массы; структуры доходов населения страны
и способов её определения; зависимости уровня благосостояния от структуры
источников доходов семьи; статей семейного и личного бюджета и способов их
корреляции; основных видов финансовых услуг и продуктов, предназначенных для
физических лиц; возможных норм сбережения; способов государственной
поддержки в случаях попадания в сложные жизненные ситуации; видов
страхования; видов финансовых рисков; способов использования банковских
продуктов для решения своих финансовых задач; способов определения курса
валют и мест обмена; способов уплаты налогов, принципов устройства пенсионной
системы в РФ.
Выпускник получит возможность научиться:
 анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую
информацию, получаемую из неадаптированных источников;
 выполнять практические задания, основанные на ситуациях, связанных с
описанием состояния российской экономики;
 анализировать и оценивать с позиций экономических знаний сложившиеся
практики и модели поведения потребителя;
 решать с опорой на полученные знания познавательные задачи, отражающие
типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека;
 грамотно применять полученные знания для определения экономически
рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
 сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои
материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет.
При осуществлении поиска и организации хранения информации
Выпускник научится:
 использовать различные приёмы поиска информации в Интернете, поисковые
сервисы, строить запросы для поиска информации и анализировать результаты
поиска;
 использовать приёмы поиска информации на персональном компьютере, в
информационной среде учреждения и в образовательном пространстве;
 использовать различные библиотечные, в том числе электронные, каталоги для
поиска необходимых книг;
 искать информацию в различных базах данных, создавать и заполнять базы
данных, в частности использовать различные определители;
формировать собственное информационное пространство: создавать системы папок и
размещать в них нужные информационные источники, размещать информацию в
Интернете.
При работе с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Выпускник научится:
 ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:
 определять главную тему, общую цель или назначение текста;
 формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;
 предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку, с опорой на
предыдущий опыт;
 объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте;
 сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать
соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной
вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или
таблицы и т. д.;
 находить в тексте требуемую информацию
 решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного
и критического понимания текста: ставить перед собой цель чтения, направляя


внимание на полезную в данный момент информацию; выделять главную и
избыточную информацию; сопоставлять разные точки зрения и разные источники
информации по заданной теме; выполнять смысловое свёртывание выделенных
фактов и мыслей; формировать на основе текста систему аргументов для
обоснования определённой позиции; понимать душевное состояние персонажей
текста, сопереживать им.
При работе с текстом: преобразование и интерпретация информации
Выпускник научится:
 структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления;
проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
преобразовывать текст, используя новые формы представления информации:
формулы, графики, диаграммы, таблицы;
 интерпретировать текст: сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте
информацию разного характера; обнаруживать в тексте доводы в подтверждение
выдвинутых тезисов; делать выводы из сформулированных посылок; выводить
заключение о намерении автора или главной мысли текста.
При работе с текстом: оценка информации
Выпускник научится:
 откликаться на содержание текста: связывать информацию, обнаруженную в
тексте, со знаниями из других источников; оценивать утверждения, сделанные в
тексте, исходя из своих представлений о мире;
 находить доводы в защиту своей точки зрения;
 на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению
достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность
получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения
этих пробелов;
 в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся
в них противоречивую, конфликтную информацию;
 использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для
обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку
зрения о полученном сообщении.
В рамках учебно-исследовательской и проектной деятельности.
Выпускник научится: планировать и выполнять учебное исследование, учебный проект,
используя некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и
исторических наук: постановка проблемы, опросы, описание, сравнительное историческое
описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов;
ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства,
адекватные обсуждаемой проблеме; отличать факты от суждений, мнений и оценок,
критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам; комментировать связь научного
знания и ценностных установок, моральных суждений при получении, распространении и
применении научного знания.
Выпускник получит возможность научиться: самостоятельно задумывать, планировать и
выполнять учебное исследование, учебный и социальный проект; использовать догадку,
озарение, интуицию; использовать некоторые методы получения знаний, характерные для
социальных и исторических наук: анкетирование, моделирование, поиск исторических
образцов; целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности,
осваивать новые языковые средства; осознавать свою ответственность за достоверность
полученных знаний, за качество выполненного проекта.

Календарно-тематическое планирование
7 класс (34 часа)
№
п/п

1.
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11

12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30

Тема

Дата

Примечание

Название раздела (количество часов)
Раздел 1. Введение в курс «Финансовая грамотность» (1 час)
Что мы уже знаем и умеем? Что мы будем изучать?
Раздел 2. Деньги. Доходы и расходы семьи (10 часов)
Деньги. История денег
Виды денег
Прямой обмен
Драгоценные металлы и монеты
Что такое дивиденды
Семейный бюджет
Доходы семьи
Расходы семьи
Коммунальные услуги
Владение недвижимостью
Раздел 3. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься (6
часов)
Особые жизненные ситуации и как с ними справиться
Что такое страхование
Экономические последствия непредвиденных событий:
болезней, аварий, природных катаклизмов.
Расходы, связанные с рождением детей.
Страхование имущества, здоровья, жизни.
Принципы работы страховой компании.
Раздел 4. Семья и государство: как они взаимодействуют (7 часов)
Взаимодействия семьи и государства
Для чего нужны налоги
Виды налогов
Организация сборов налогов
Принципы работы налоговой службы
Принципы работы налоговой службы
Направления государственных расходов
Раздел 5. Финансовый бизнес: чем он может помочь семье (9 часов)
Банковские услуги
Вклады и кредиты
Учимся считать процентные ставки по вкладам и
кредитам
Валюта в современном мире
Процентные ставки по валютным вкладам
Собственный бизнес

31
32
33
34

Организация бизнеса
Разработка бизнес-плана
Организация по поддержке малого бизнеса
Подводим итоги курса

Календарно-тематическое планирование
8 класс (34 часа)
№
п/п

1.
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22

Тема

Дата

Примечание

Название раздела (количество часов)
Раздел 1. Введение в курс «Финансовая грамотность» (1 час)
Что мы уже знаем и умеем? Что мы будем изучать?
Раздел 2. Управление денежными средствами семьи (15 часов)
Структура доходов семьи, личных доходов
Структура доходов населения
Обязательные ежемесячные траты семьи и личные
траты
Статьи семейного и личного бюджета
Структура доходов населения России и её изменение в
конце XX – начале XXI в
Факторы, влияющие в России на размер доходов из
различных источников
Зависимость уровня благосостояния от структуры
источников доходов семьи
Эмиссия денег
Покупательная способность денег
Из чего состоит денежная масса
Центральный банк
Каким именно образом в современной экономике
осуществляется эмиссия денег
Что такое инфляция
Способы влияния государства на инфляцию
Способы контроля над инфляцией
Раздел 3. Способы повышения семейного благосостояния (9 часов)
Банк
Продукты банка
Инвестиционный фонд
Страховая компания
Выбор страховой компании по запросам страхователя
Финансовое планирование

23
24
25

26
27
28
29
30
31
32
33
34

Основные виды финансовых услуг и продуктов для
физических лиц
Основные виды финансовых услуг и продуктов для
юридически лиц
Возможные нормы сбережения по этапам жизненного
цикла
Раздел 4. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем (7 часов)
Коммерческий бакн
Зависимость от центрального банка
Виды банковских операций
Устройство банковской системы
Учимся читать договор с банком
Учимся считать сумму выплат по вкладам
Финансовые проблемы семьи
Пути решения финансовый проблем
Подводим итоги курса


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».