МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской
области
Тугулымский муниципальный округ
МБОУ Ертарская СОШ № 27
УТВЕРЖДЕНО
Директор школы
Зарубина Н.Б.
Приказ № 69
от «29» августа 2025 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
предмета «Речь и Культура Общения»
для обучающихся 5-9 класса
п. Ертарский 2025
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по риторике для учащихся 5-9 классов разработана в
соответствии с программой по риторике для основной школы Ладыженская Т.А.
«Программа по риторике, 5-11 классы». Курс школьной риторики направлен
на формирование коммуникативных (риторических) умений. Этот практикоориентированный предмет выполняет важный социальный заказ – учит успешному
общению, то есть взаимодействию людей в самых различных сферах деятельности.
Основная задача обучения риторике – формирование такой личности,
которая могла бы, владея определённым запасом информации, сориентироваться в
конкретной речевой ситуации, построить своё высказывание в соответствии с этой
ситуацией, в том числе со своим замыслом, коммуникативным намерением.
Цель риторики как предмета филологического цикла – научить речи,
развивать коммуникативные умения, научить школьников эффективно общаться в
разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит
перед учениками жизнь.
Основное назначение рабочей программы учебного предмета «Речь и
культура общения» – определение комплекса основных характеристик
образования обучающихся - организационно-педагогических условий, объема,
содержания, планируемых результатов освоения образовательной программы по
учебному предмету.
Общая характеристика учебного предмета
Являясь предметом гуманитарного цикла, риторика даёт возможность
школьнику познакомиться с закономерностями мира общения, особенностями
коммуникации в современном мире; осознать важность владения речью для
достижения успехов в личной и общественной жизни.
В структуре курса риторики можно выделить два смысловых блока:
Первый блок – «Общение» даёт представление о сути того взаимодействия
между людьми, которое называется общением; о видах общения (по различным
основаниям); о коммуникативных качествах речи (правильность, богатство,
точность, выразительность и т.д.), речевой (коммуникативной) ситуации, её
компонентах (кто, кому, почему, зачем, где, когда, как), на основе чего у детей
постепенно формируется привычка и умение ориентироваться в ситуации общения,
определять коммуникативное намерение (своё и партнёра), оценивать степень его
реализации в общении.
Основные понятийные компоненты первого блока: общение, речевая
(коммуникативная) ситуация, виды общения; речевой этикет, риторические этапы
подготовки текста; риторические фигуры, качество речи и т.д.
Сведения этого блока развивают умения школьников ориентироваться в
ситуации общения, определять речевую задачу, оценивать степень её успешной
реализации в общении.
Второй блок – «Речевые жанры» – даёт сведения о тексте как продукте
речевой (коммуникативной) деятельности; о типологии текстов и о речевых
жанрах как разновидностях текста. В этом блоке центральное понятие – речевой
жанр, то есть текст определённой коммуникативной направленности. Имеются в
виду жанры, которые существуют в реальной речевой практике: жанр приказа,
просьбы, заявления, аннотации, хроники и т.д.
Основные понятийные компоненты второго блока: речевые жанры, их
структурно- смысловые и стилевые особенности.
Изучение моделей речевых жанров, а затем реализация этих жанров (в
соответствии с условиями речевой ситуации) даёт возможность обучить тем видам
высказываний, которые актуальны для школьников.
Обучение риторике, безусловно, должно опираться на опыт учеников,
приводить их к осмыслению своего и чужого опыта общения, успешному решению
практических задач, которые ставит перед школьниками жизнь. Такие творческие,
продуктивные задачи – основа учебных пособий, а теоретические сведения,
понятия даются лишь постольку, поскольку они необходимы для решения
практических задач. Таким образом, преподавание риторики основано на
деятельностном подходе как основном способе получения знаний и развития
коммуникативных умений – школьники анализируют примеры общения,
реализуют свои высказывания в соответствии с изученными правилами. В связи с
этим курс риторики носит практический характер.
Главное внимание уделяется формированию риторических умений двух
типов:
Первый тип (У-1). Умение анализировать и оценивать общение, а именно:
его эффективность, соответствие речевой ситуации (учёт адресанта, адресата,
коммуникативной задачи, содержания высказывания);
правильность речи, её соответствие нормам литературного языка;
особенности типов текстов и речевых жанров, соответствие их
определённым правилам построения.
Второй тип (У-2). Умение общаться, создавать тексты, речевые жанры в
пределах, обозначенных в программе, а именно:
умение использовать уместные в данной ситуации приёмы подготовки и
средства общения, позволяющие автору успешно решать основную речевую
(коммуникативную) задачу;
умение создавать ориентированные на адресата и на решение речевой задачи
речевые жанры: этикетные диалоги (со значением «похвала»»», «поздравление»),
выборочный пересказ, сравнительное описание.
В процессе изучения РиКО используются следующие виды уроков: урок
изучения нового материала, урок обобщения и систематизации изученного, урок с
разнообразными видами заданий (комбинированный), урок-практикум, урок
творчества, урок-игра, урок-презентация работ.
Согласуясь с задачами урока, содержанием учебного материала,
материальным обеспечением урока, степенью подготовленности учеников,
использую следующие методы и приемы при организации занятий:
объяснительно-иллюстративные (как правило, когда содержание
материала сложное);
методы проблемного изучения: проблемное изложение, частичнопоисковые методы, исследовательские методы;
методы организации учебно-познавательной деятельности: словесные,
наглядные,
практические;
аналитико-синтетические,
индуктивные,
дедуктивные;
репродуктивные, проблемно-поисковые, методы самостоятельной
работы учащихся;
методы стимулирования и мотивации: методы стимулирования
интереса к учению; методы стимулирования долга и ответственности (убеждение,
предъявление требований, поощрения, порицания);
методы контроля и самоконтроля;
методы самостоятельной познавательной активности: наблюдение,
работа с книгой, конструктивные, творческие и др.);
методы программированного обучения (медиа-презентации).
Изучение риторики на этапе основного общего образования в объёме:
-
5 класс: 1 час в неделю, 34 часа в год.
-
6 класс: 1 час в неделю, 34 часа в год.
-
7 класс: 1 час в неделю, 34 часа в год.
-
8 класс: 1 час в неделю, 34 часа в год.
-
9 класс: 1 час в неделю, 34 часа в год.
1. Содержание программы
5 класс
1. Что такое общение. Что значит общаться. Объекты и субъекты
общения. Цели общения. Коммуникативная задача.
2. Виды общения. Один – немного – много. Словесное и несловесное
общение. Виды несловесного общения.
3. Главный секрет Демосфена. Голос – качество голоса. Дыхательная
гимнастика – постановка речевого дыхания. Скороговорки и докучные сказки;
кричалки – их роль.
4. Речь правильная и хорошая. Речь без ошибок – соблюдение речевой
нормы. Орфоэпические нормы. Правильная речь и речь хорошая – сходства и
различия. Богатство языка и богатство речи. Тавтология. Точная речь.
5. Учимся писать - редактировать. Правка текста: вычленение и
устранение ненужного; замена ненужного нужным; включение недостающего –
дополнение.
6. Учимся слушать. Слышать – слушать – внимать – оценивать. Кто и
как слушает: правила для собеседников.
7. Учимся читать. Роль чтения в жизни человека. Качество чтения.
Правила чтения. Интонация. Восстановление прочтенного текста по памяти –
развернутый пересказ; закончить текст (мысль); извлечение смысла – краткий
пересказ.
8. Речевые жанры. Что такое текст? Строение текста. Основная мысль
текста. Тема – микротема. Речевые жанры. Что такое визитная карточка.
9. Вторичные тексты. Что такое вторичный текст. Изложения
(пересказы). Виды изложений. Способы сокращения текста.
10. Давайте говорить друг другу комплименты. Что такое комплимент.
Что не может считаться комплиментом. Похвала и похвальба. Вежливость. Основы
вежливости. Этикет.
11. Объявление. Что такое объявление. Где и когда оно используется.
Устные и письменные объявления. Виды объявлений. Объявления в прошлом и
настоящем. Глашатаи и зазывалы. Афиша и объявление.
12. Что такое рассказ? Как строить рассказ. Основные части рассказа.
Эффективность рассказа. Сочини и запиши свой рассказ.
13. Спорить или ссориться. Спор и его особенности. Ссора – ее
особенности. Секреты успешного выхода из ссоры. Что такое убедительные
доводы и где их применять.
14. Сочиняем сказку. Что такое сказка? Каковы ее особенности? Строение
сказки. Сказочные элементы, с помощью которых создается чудесный мир сказки.
Основные сказочные действия. Сказочный язык. Сказочные герои. Пробуем
сочинить свою сказку.
15. Начало моей биографии. Что такое биография и каковы ее
особенности. Построение биографии. Примеры биографий. Начало собственной
биографии.
6 класс
1. Общение.
Адресат – кто он?
Виды общения. Официальное – неофициальное.
Несловесное общение.
Этикетный диалог. Просьба. Вежливый отказ. Комплименты. Спор, ноне ссора.
Учимся слушать собеседника. Слушаем с установкой (определить жанр, стиль,
запомнить и т.д.)
Побеседуем.
Учимся отвечать.
Учимся читать.
Речь правильная и хорошая.
Учимся редактировать.
Будь вежлив. Вежливое обращение, похвальное слово.
2. Текст, речевые жанры.
Что такое текст. Разные речевые жанры, их характеристика.
Вторичные тексты. Понятие об аннотации.
Объявления. Рассказы. Спор. Сказки и притчи. Понятие о притче. Личное письмо.
Интервью.
7 класс.
Общение. Модель речевой ситуации.
Виды общения. Личное общение. Публичное общение Их особенности. Несловесные
средства. Совершенствование своего голоса. Помощники слова: взгляд, улыбка.
Устная речь. Типы информации: логическая и эмоциональная. Типы информации:
фактуальная и концептуальная.
Учимся отвечать. Разновидности ответов. Определение правила. Описательная
характеристика.
Качества речи. Коммуникативные качества речи. Уместность как коммуникативное
качество речи. Цицерон об уместности речи.
Учимся читать учебную литературу. Изучающее чтение.
Риторика уважения. Знакомство. Совет. Вежливое возражение.
Редактирование. Этапы редактирования. Культура цитирования.
Речевые жанры. Личное письмо в газету публицистического стиля.
Особенности делового стиля. Заявление. Объяснительная записка.
Публичная речь. Разновидности ораторской речи: эпидейктическая, совещательная.
Судебная. Тезисы и аргументы. Типы вопросов. Культура спора
Вторичные тексты. Отзыв. Рецензия на сочинения товарища
Необычные тексты. Понятие о поликодовом тексте, его особенностях.
Прецедентные тексты.
Чужая речь в тексте
Бытовые
жанры
Беседа и разговор.
Газетные жанры. Хроника. Заметка. Репортаж
8 класс
1.Общение. Предтекстовые этапы (риторические
действия, этапы подготовки к
высказыванию):
1)изобретение; 2) расположение; З) выражение; 4) запоминание;5) произнесение.
Коммуникативные промахи, неудачи, ошибки. Причины коммуникативных неудач и
ошибок. Развитие самоконтроля.
2.Виды общения. Контактное-дистантное общение, их особенности. Подготовленнаячастично Подготовленная – неподготовленная речь.
3.Несловесные средства. Послушаем свой голос. Голосовой сценарий. Составляем для
себя голосовой сценарий. Поза, ее коммуникативное значение. «Говорящие» жесты,
мимика, позы на рисунках и картинах. Молчание-золото?
4.Устная речь
Особенности устной речи. Ситуативность, избыточность. Сегментация; паузы
обдумывания, колебания, повторы и т.д.
Приёмы подготовки.
5.Учимся отвечать. Инструктивная речь. Сравнительная характеристика. Группировка
и классификация(обобщающее высказывание)
6.Качества речи. Качества речи. Выразительность речи.
7.Учимся читать учебную литературу. Выписки. Приемы осмысления учебного
текста. Конспекты, тезисы учебного текста. Реферативное сообщение.
Реферат(письменный).
8.Риторика уважения. Утешение.
9.Редактирование. Лингвистические словари. Словарная статься.
10.Речевые жанры. Личное официальное письмо (с запросом информации, с
благодарностью и т.д.) Отчет о работе кружка. Автобиография. Протокол.
11.Публичная речь. Информационная речь: её разновидности
12.Учимся спорить. Способы доказательств. Как строится аргументативный текст.
Выражение согласия. Констатация сказанного оппонентом. Культура выражения
несогласия.
13.Вторичные тексты. Инсценировка.
14.Необычные тексты. История фотографии (снимка). Языковая связь текста с
фотографией.
15.Прецедентные тексты. Понятие о прецедентных текстах.
16.Бытовые жанры. Характеристика. Похвальное торжественное слово. Застольное
слово.
17.Газетные жанры. Портретный очерк, его особенности.
18.Вторичные тексты. Инсценировка.
19.Необычные (поликодовые) тексты. История фотографии (снимка). Языковая связь
текста с фотографией.
20.Прецедентные тексты. Понятие о прецедентных текстах.
21.Бытовые жанры. Характеристика. Похвальное торжественное слово. Застольное
слово.
22.Газетные жанры. Портретный очерк, его особенности.
9 класс
1. Общение. Виды риторик: общая и частная; теоретическая и практическая.
Профессионально ориентированные риторики. Контакт. Коммуникабельность.
Самооценка коммуникабельности. Эффективность речи (критерии).
2. Несловесные средства. Голос – одежда нашей речи.
3. Устная речь Стили публичного общения. Взаимопроникновение стилей.
4. Учимся отвечать. Ответ на экзаменах.
5. Качества речи. Развитие основных риторических качеств речи.
6. Учимся читать учебную литературу. Речь и средства массовой информации.
7. Риторика уважения. Этикет в наше время. Правила хорошего тона.
8. Редактирование. Компьютер и редактирование.
9. Речевые жанры. Роды, виды, жанры. Роды, виды, жанры. Деловые бумаги
(тексты жесткой структуры и тексты полужесткой структуры).
10. Публичная речь. Экскурсионная речь. Риторические фигуры.
11.Учимся спорить. Диспут. Дебаты. Полемика. Дискуссия.
12.Вторичные тексты. Рецензия на новую книгу для детей младшего возраста.
13.Необычные тексты. Газетные зарисовки с фотографиями.
14.Прецедентные тексты. Способы введения прецедентных текстов.
15.Бытовые жанры. Автобиографическое повествование. Анекдот.
16.Газетные жанры. Путевой очерк.
3. Требования к уровню подготовки выпускников
Предметно-информационная составляющая образованности.
В результате изучения предмета обучающийся должен знать / понимать:
- компоненты ситуации речевого общения;
- вербальные / невербальные средства общения;
- сферы и виды общения;
- виды речи (устная, письменная) и текста (монолог, диалог);
- типы речи (повествование, описание, рассуждение) и текста (речевые жанры);
- виды речевой деятельности (говорение, слушание, письмо, чтение);
- виды слушания (рефлексивное, нерефлексивное) и чтения (ознакомительное,
подробное, аналитическое);
- текст как источник информации и как средство общения;
- логические структуры текста (тема, основная мысль, тезисно-аргументативная
структура, примеры, вывод);
- композиция текста;
- средства речевого оформления;
- понятия адресного текста и воздействующего текста;
- способы отбора достоверной информации из различных источников;
- характеристики текстов, использующих каждый из типов речи: авторская цель и
авторская позиция, топы, особенности композиционного и речевого оформления,
стилистические особенности, типичные жанры, воздействующий эффект, средства
выразительности;
- взаимосвязи понятий стилевая принадлежность текста – тип речи,
использованный в тексте – речевой жанр – речевое воздействие;
- культурно-речевые нормы (ортологические и способствующие коммуникативной
целесообразности речи);
- характеристики речевого этикета.
Деятельностно-коммуникативная составляющая образованности.
В результате изучения предмета обучающийся должен уметь:
- использовать устную и письменную речь в соответствии с целями участников
ситуации общения и особенностями ситуации общения;
- создавать монологические высказывания;
- участвовать в диалоге;
- практически использовать способы предъявления, восприятия и понимания
информации в условиях устного диалога;
- практически использовать способы предъявления, восприятия и понимания
информации при работе с письменным текстом;
- определить принадлежность текста к типу речи, стилю, речевому жанру;
- использовать приёмы и способы сохранения и развития темы, основные мысли в
тексте;
- пользоваться различными способами аргументации;
- выстроить композицию текста;
- выбрать ситуативно-уместные, стилистически корректные и коммуникативноэффективные средства выразительности при создании текста;
- применять различные способы отбора и систематизации достоверной
информации;
- задавать вопросы и отвечать на них;
- создавать адресный текст;
- озаглавить текст;
- составлять план текста;
- на практике опираться на изученные характеристики повествования, описания,
рассуждения при создании и восприятии текста;
- при создании текста соблюдать культурно-речевые нормы;
- при участии в диалоге соблюдать культурно-речевые нормы;
- в собственной речи использовать этикетные формулы, этикетные сигналы,
правила выбора этикетной темы беседы;
- использовать различные этикетные жанры с учётом национальных особенностей
этикета.
Ценностно-ориентационная составляющая.
В результате изучения предмета обучающийся должен:
- понимать ценность информационного взаимодействия для современного
общества и для каждого из его участников;
- понимать общекультурную значимость текста как источника информации и
средства общения;
- стремиться к соблюдению этических основ речевого общения при использовании
устной и письменной речи.
Аудирование и чтение
• адекватно понимать информацию письменного и устного сообщения (цель,
тему основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);
• читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения
(изучающее, ознакомительное, просмотровое);
• извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой
информации; пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
Говорение и письмо
• воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ,
изложение);
• создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, выступление, письмо)
• осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой,
целями, сферой и ситуацией общения;
• владеть различными видами монолога и диалога;
• свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме,
соблюдать нормы построения текста; адекватно выражать свое отношение к фактам
и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному,
увиденному;
• соблюдать в практике речевого общения основные произносительные,
лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
• соблюдать нормы русского речевого этикета;
• осуществлять речевой самоконтроль; совершенствовать и редактировать
собственные тексты;
владеть
компетенциями:
коммуникативной,
языковедческой,
культуроведческой;
использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни для:
• осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих
способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;
• развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному
языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
• удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых
социально-культурных ситуациях общения;
• увеличения словарного запаса; расширения круга используемых
грамматических средств; развития способности к самооценке на основе
наблюдения за собственной речью;
• использования родного языка как средства получения знаний по другим
учебным предметам и продолжения образования.
№
п/п
4. Учебно-тематическое планирование
Наименование разделов и тем
Плановых
Из них
уроков
по
прогр
амме
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
№
п/
Общение
Что такое общение
Виды общения
Главный секрет Демосфена
Речь правильная и хорошая
Учимся писать - редактировать
Учимся слушать
Учимся читать
Речевые жанры
Текст. Речевые жанры
Вторичные тексты
Давайте говорить друг другу
комплименты
Объявление
Что такое рассказ
Спорить или ссориться
Сочиняем сказку
Начало моей биографии
Итого
Наименование разделов и тем
резер
вных
16
1
2
2
3
3
2
3
18
2
2
2
2
3
2
3
2
34
6 класс
Плановых
уроков
контро
льных
уроков
Всег
о
урок
ов
практически
х занятий
(уроков
развития
речи)
1
1
1
2
2
3
3
2
3
2
2
2
1
1
1
1
3
3
2
3
2
3
2
34
Из них
Всег
п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
по
прог
рамм
е
Общение
Общение.
Виды общения.
Обращение.
Великая сила голоса. Жесты, Жесты,
жесты.
Виды речевой деятельности.
Учимся слушать информационную
речь.
Побеседуем?
21
2
2
2
3
Учимся читать. Можно ли управлять
спором?
Учимся читать учебную книгу.
Учимся отвечать.
Речевые жанры
Речевые жанры. Вторичные тексты.
Давайте говорить друг другу
комплименты.
Аннотация. Предисловие.
Отзыв.
Штампы и находки.
Дневниковые записи.
Похвальное письмо.
Интервью.
3
16 Классное собрание. Бывальщины.
Небывальщины.
Итого
№
п/
п
Наименование разделов и тем
резерв
ных
контро
льных
уроков
практичес
ких
занятий
(уроков
развития
речи)
1
1
о
урок
ов
2
2
2
3
2
2
2
2
2
2
1
3
1
3
3
13
2
1
2
1
1
2
1
2
2
2
2
2
1
3
1
34
3
7 класс
Плановых
уроков
по
прог
рамм
е
резерв
ных
3
3
34
Из них
Всег
о
урок
ов
контро
льных
уроков
практичес
ких
занятий
(уроков
развития
речи)
1
2
№
п/п
1
2
Общение.
Речевая ситуация.
Виды общения.
Обращение.
Вежливое возражение.
Подружимся с голосом.
Жесты вместе с мимикой.
Учимся отвечать.
От души посоветовать.
Качества речи.
Я – редактор.
Учимся читать учебную литературу.
Речевые жанры
Речевые жанры
Заголовок.
Необычные тексты.
Коллективный дневник.
Чужая речь в моём тексте.
От отзыва к рецензии.
Деловой стиль.
Учимся спорить.
Газетная информация.
Репортаж и репортёры.
Уроки житейской мудрости.
Итого
Наименование разделов и тем
17
2
2
1
1
2
1
1
1
1
2
3
17
1
1
2
1
1
2
2
2
1
2
2
34
8 класс
Плановых
уроков
по
резер
прог вных
рамм
е
Общение
Введение
Виды общения.
Подготовленная и неподготовленная
устная речь
Речевые жанры
Подружимся с голосом
Не только жесты, мимика, но и поза.
Риторическая игра «Повтори позу»
Молчание – золото?
Учимся отвечать.
7
1
2
4
27
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
4
4
2
2
1
1
2
1
1
1
1
2
3
1
1
2
1
1
2
2
2
1
1
2
34
Из них
контроль
ных
уроков
1
практичес
ких
занятий
(уроков
развития
речи)
Всег
о
урок
ов
7
1
2
4
27
1
1
1
1
1
Качества речи.
Утешение.
Реферат как вид текста
Этапы подготовки текста
Учимся спорить
Инсценировка
Личное официальное письмо
Деловы жанры
Комплимент как речевой жанр
Газетные жанры
Биографическое повествование
Итого
№
п/п
Наименование разделов и тем
3
1
4
2
2
2
2
2
1
1
2
34
2
Общение
Предмет риторика
Загадки трёх «К»
Риторика уважения
Риторические фигуры
Речевые жанры
Публичная речь
Устные информативные жанры
Ораторская речь
Экскурсионная речь
Дискуссия как жанр риторики
Автобиографическое повествование
Путевой очерк
Бытовые жанры
Риторика и современные
информационные технологии
Итоговый урок
Итого
1
9
1
2
2
4
25
1
4
2
2
3
2
4
5
1
1
34
1
1
1
1
4
9 класс
Плановых
уроков
по
прогр
амме
1
1
резер
вных
3
3
1
4
2
2
2
2
2
1
1
2
34
Из них
Всег
о
урок
ов
контро
льных
уроков
1
практичес
ких
занятий
(уроков
развития
речи)
1
1
1
1
1
3
3
1
2
2
4
1
4
2
2
3
2
4
5
1
1
34
5. Средства контроля
Основными средствами контроля знаний, умений, навыков являются: контроль
в конце четверти; текущий – в форме устного, фронтального опроса, проверочных
работ, тематического зачета. Но устный опрос является одним из основных
способов учета знаний учащихся по РиКО. Развернутый ответ ученика должен
представлять собой связное, логически последовательное сообщение на
определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в
конкретных случаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями:
1) полнота и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного;
3) языковое оформление ответа.
Нормы оценки:
Устный ответ
«5» - ставится, если ученик: 1) полно излагает
изученный
материал,
даёт
правильное
определение
языковых
понятий;
2)
обнаруживает понимание материала, может
обосновать свои суждения, применить знания
на практике, привести необходимые примеры
не только по учебнику, но и самостоятельно
составленные;
3)
излагает
материал
последовательно и правильно с точки зрения
норм литературного языка.
«4» - ставится, если ученик даёт ответ,
удовлетворяющий тем же требованиям, что и
для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки,
которые сам же исправляет, и 1-2 недочёта в
последовательности и языковом оформлении
излагаемого.
«3» - ставится, если ученик обнаруживает
знание и понимание основных положений
данной темы, но: 1) излагает материал неполно
и допускает неточности в определении
понятий или формулировке правил; 2) не умеет
достаточно глубоко и доказательно обосновать
свои суждения и привести свои примеры; 3)
излагает материал непоследовательно и
допускает ошибки в языковом оформлении
излагаемого.
Письменная работа
Сочинения оцениваются одной отметкой за
содержание
и
речевое
оформление,
допущенные
орфографические
и
пунктуационные ошибки исправляются, но не
учитываются.
«5» - С: 1) содержание работы полностью
соответствует теме; 2) фактические ошибки
отсутствуют; 3) содержание излагается
последовательно; 4) работа отличается
богатством
словаря,
разнообразием
синтаксических
конструкций,
точностью
словоупотребления; 5) достигнуто стилевое
единство и выразительность текста.
В целом допускается 1 недочёт в содержании
и 1-2 речевых недочёта.
«4» - С: 1) содержание работы в основном
соответствует теме (имеются незначительные
отклонения от темы); 2) содержание в
основном достоверно, но имеются единичные
фактические
неточности;
3)
имеются
незначительные
нарушения
последовательности в изложении мыслей; 4)
лексический и грамматический строй речи
достаточно разнообразен; 5) стиль работы
отличается
единством
и
достаточной
выразительностью.
В целом в работе допускается не более 2
недочётов в содержании и не более 3-4
речевых недочётов.
«2» - ставится, если ученик обнаруживает
незнание большей части соответствующего
раздела изучаемого материала, допускает «3»: С: 1) в работе допущены существенные
ошибки в формулировке определений и отклонения от темы; 2) работа достоверна в
правил, искажающие их смысл, беспорядочно главном, но в ней имеются отдельные
фактические неточности; 3) допущены
и неуверенно излагает материал.
отдельные нарушения последовательности
изложения; 4) беден словарь и однообразны
употребляемые синтаксические конструкции,
встречается неправильное словоупотребление;
6) стиль работы не отличается единством, речь
недостаточно выразительна.
В целом в работе допускается не более 4
недочётов в содержании и 5 речевых
недочётов.
«2» - С: 1) работа не соответствует теме; 2)
допущено много фактических неточностей; 3)
нарушена последовательность изложения
мыслей во всех частях работы, отсутствует
связь
между
ними,
часты
случаи
неправильного словоупотребления; 4) крайне
беден словарь, работа написана короткими
однотипными предложениями со слабо
выраженной связью между ними, часты случаи
неправильного
словоупотребления;
5)
нарушено стилевое единство текста.
В целом в работе допущено 6 недочётов в
содержании и до 7 речевых недочётов.
6. Учебно-методические средства обучения
Для учителя:
Для обучающихся:
-Программа по риторике. 5-11 классы. Т. 11. Школьная риторика. Учебное
А.Ладыженская // Сборник программ. пособие для общеобразовательной
Основная школа. Старшая школа – М., школы. В 2 ч. 5 класс / под ред.
2006 г.
Ладыженской Т.А. – М., 2010 г.
-Львова С.И. Язык в речевом общении. 2 Школьная риторика. Учебное
М., 2005 г.
пособие для общеобразовательной
-Маркичева Т.Б., Ножин Е.А. Мастерство школы. В 2 ч. 6 класс / под ред.
публичного выступления. М., 2006 г.
Ладыженской Т.А. - М., 2010 г.
-Левин В.А. Воспитание творчества.- 4. Школьная риторика. Учебное
М.,2005.
пособие для общеобразовательной
-Акишина А.А. Жесты и мимика в русской школы. В 2 ч. 7 класс / под ред.
речи. Лингвострановедческий словарь. М., Ладыженской Т.А. - М., 2009 г.
2007 г.
5. Школьная риторика. Учебное
-Кохтев Н.Н. Риторика. М., 2007 г.
пособие для общеобразовательной
-Смелкова З.С. Азбука общения. Самара, школы. В 2 ч. 8 класс / под ред.
2006 г.
Ладыженской Т.А. - М., 2010 г.
-Горелов И.Н. Невербальные компоненты 6. Школьная риторика. Учебное
коммуникации. М., 2008 г.
пособие для общеобразовательной
-Речь, речь, речь. Книга для учителя под школы. В 2 ч. 9 класс / под ред.
редакцией Т.А.Ладыженской. М., 2006 г.
Ладыженской Т.А. - М., 2009 г.
-Волков А.А. Основы риторики. М., 2007г.
-Ширяев Е.Н. Что такое культура речи.
Русская речь., 2006 г.
-Иванова С.Ф. Риторика завоевывает
место в школе. М, 2006 г.