Биология

5-9 классы

Программа по биологии на уровне основного общего образования составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в ФГОС ООО, а также федеральной рабочей программы воспитания.

Программа по биологии направлена на формирование естественно-научной грамотности обучающихся и организацию изучения биологии на деятельностной основе. В программе по биологии учитываются возможности учебного предмета в реализации требований ФГОС ООО к планируемым личностным и метапредметным результатам обучения, а также реализация межпредметных связей естественно-научных учебных предметов на уровне основного общего образования.

При переходе с концентрического курса на линейный изучение биологии с 5 по 7 классы обучение идет по ФОП, в 8 классе (Человек) и 9 (Общая биология) по ФГОС ООО.

Целями изучения биологии на уровне основного общего образования являются:

формирование системы знаний о признаках и процессах жизнедеятельности биологических систем разного уровня организации;

формирование системы знаний об особенностях строения, жизнедеятельности организма человека, условиях сохранения его здоровья;

формирование умений применять методы биологической науки для изучения биологических систем, в том числе организма человека;

формирование умений использовать информацию о современных достижениях в области биологии для объяснения процессов и явлений живой природы и жизнедеятельности собственного организма;

формирование умений объяснять роль биологии в практической деятельности людей, значение биологического разнообразия для сохранения биосферы, последствия деятельности человека в природе;

формирование экологической культуры в целях сохранения собственного здоровья и охраны окружающей среды.

Достижение целей программы по биологии обеспечивается решением следующих задач:

приобретение обучающимися знаний о живой природе, закономерностях строения, жизнедеятельности и средообразующей роли организмов, человеке как биосоциальном существе, о роли биологической науки в практической деятельности людей;

овладение умениями проводить исследования с использованием биологического оборудования и наблюдения за состоянием собственного организма;

освоение приёмов работы с биологической информацией, в том числе о современных достижениях в области биологии, её анализ и критическое оценивание;

воспитание биологически и экологически грамотной личности, готовой к сохранению собственного здоровья и охраны окружающей среды.

 

Основные разделы дисциплины:

5 класс - Биология — наука о живой природе. Методы изучения живой природы. Организмы — тела живой природы. Организмы и среда обитания. Природные сообщества.

Живая природа и человек.

6 класс - Растительный организм.  Строение и многообразие покрытосеменных растений. Жизнедеятельность растительного организма.

7 класс - Систематические группы растений. Развитие растительного мира на Земле. Растения в природных сообществах. Растения и человек. Грибы. Лишайники. Бактерии.

8 класс - Животный организм. Строение и жизнедеятельность организма животного. Основные категории систематики животных. Одноклеточные животные – простейшие. Многоклеточные животные. Кишечнополостные. Плоские, круглые, кольчатые черви. Членистоногие.  Хордовые. Рыбы. Земноводные. Пресмыкающиеся. Птицы. Млекопитающие.  Развитие животного мира на Земле. Животные в природных сообществах. Животные  и человек.

9 класс - Человек — биосоциальный вид. Структура организма человека. Нейрогуморальная регуляция.  Опора и движение. Внутренняя среда организма. Дыхание. Кровообращение. Питание и пищеварение. Обмен веществ и превращение энергии. Кожа. Выделение. Размножение и развитие. Органы чувств и сенсорные системы. Поведение и психика. Человек и окружающая среда.

 

Виды контроля: входной, промежуточный, итоговый  (начало, середина и конец учебного  года). Контроль состоит из устных опросов,  контрольных работ, тестовых заданий, лабораторных и практических работ.

 

Общее число часов, отведенных для изучения биологии, составляет 238 часов: в 5 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 6 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 7 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 8 классе – 68 часов (2 часа в неделю), в 9 классе – 68 часов (2 часа в неделю).‌‌

 

Учебно – методический комплект

Пасечник В.В., Суматохин С.В., Гапанюк З.Г., Шевцов Г.Г.; Биология, 5 класс Москва «Просвещение», 2023г

Пасечник В.В., Суматохин С.В., Гапанюк З.Г., Шевцов Г.Г.; Биология, 6 класс Москва «Просвещение», 2023г

​‌‌​Уроки биологии. 5—6 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / [В. В. Пасечник, С. В. Суматохин, Г. С. Калинова, З. Г. Гапонюк]/под ред. В. В. Пасечника; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». — М.: Просвещение, 2019.

​‌‌​Методические пособие на сайте «Просвещение»

10-11 класс

При разработке программы по биологии теоретическую основу для определения подходов к формированию содержания учебного предмета «Биология» составили: концептуальные положения ФГОС СОО о взаимообусловленности целей, содержания, результатов обучения и требований к уровню подготовки выпускников, положения об общих целях и принципах, характеризующих современное состояние системы среднего общего образования в Российской Федерации, а также положения о специфике биологии, её значении в познании живой природы и обеспечении существования человеческого общества. Согласно названным положениям, определены основные функции программы по биологии и её структура.

Цель изучения учебного предмета «Биология» на базовом уровне – овладение обучающимися знаниями о структурно-функциональной организации живых систем разного ранга и приобретение умений использовать эти знания для грамотных действий в отношении объектов живой природы и решения различных жизненных проблем.

Достижение цели изучения учебного предмета «Биология» на базовом уровне обеспечивается решением следующих задач:

освоение обучающимися системы знаний о биологических теориях, учениях, законах, закономерностях, гипотезах, правилах, служащих основой для формирования представлений о естественно-научной картине мира, о методах научного познания, строении, многообразии и особенностях живых систем разного уровня организации, выдающихся открытиях и современных исследованиях в биологии;Хочу такой сайт

формирование у обучающихся познавательных, интеллектуальных и творческих способностей в процессе анализа данных о путях развития в биологии научных взглядов, идей и подходов к изучению живых систем разного уровня организации;

становление у обучающихся общей культуры, функциональной грамотности, развитие умений объяснять и оценивать явления окружающего мира живой природы на основании знаний и опыта, полученных при изучении биологии;

формирование у обучающихся умений иллюстрировать значение биологических знаний в практической деятельности человека, развитии современных медицинских технологий и агробиотехнологий;

воспитание убеждённости в возможности познания человеком живой природы, необходимости бережного отношения к ней, соблюдения этических норм при проведении биологических исследований;

осознание ценности биологических знаний для повышения уровня экологической культуры, для формирования научного мировоззрения;

применение приобретённых знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью, обоснование и соблюдение мер профилактики заболеваний.

Для изучения биологии на базовом уровне среднего общего образования отводится 68 часов: в 10 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 11 классе – 34 часа (1 час в неделю).

 

Основные разделы программы: «Биология как наука. Методы научного познания», «Клетка как биологическая система», «Организм как биологическая система», «Система и многообразие органического мира», «Эволюция живой природы», «Экосистемы и присущие им закономерности».

Виды контроля: входной, промежуточный, итоговый  (начало, середина и конец учебного  года). Контроль состоит из устных опросов,  контрольных работ, тестовых заданий, лабораторных и практических работ.

Учебно – методический комплект.

 Биология. Общая биология, 10 класс/ Сивоглазов В.И., Агафонова И.Б., Захарова Е.Т., Общество с ограниченной ответственностью «ДРОФА»; Акционерное общество «Издательство «Просвещение»‌​

​‌Биология. Общая биология, 11 класс/ Сивоглазов В.И., Агафонова И.Б., Захарова Е.Т., Общество с ограниченной ответственностью «ДРОФА»; Акционерное общество «Издательство «Просвещение»

 

​‌Биология. 10 класс. Методическое пособие. Мишакова В.И. , Агафонова И.Б., Сивоглазов В.И. Издательство " Просвещение".Биология. 10 класс. Методическое пособие. Мишакова В.И. ,
 Биология. 11 класс. Методическое пособие. Мишакова В.И.,Агафонова И.Б., Сивоглазов В.И. Издательство " Просвещение".


 Углубленный уровень для обучающихся 10 – 11 классов

Программа по учебному предмету "Биология" (далее - биология) на уровне среднего общего образования разработана на основе Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС СОО, Концепции преподавания учебного предмета «Биология» и основных положений федеральной рабочей программы воспитания.

Цель изучения учебного предмета «Биология» на углублённом уровне – овладение обучающимися знаниями о структурно-функциональной организации живых систем разного ранга и приобретение умений использовать эти знания в формировании интереса к определённой области профессиональной деятельности, связанной с биологией, или к выбору учебного заведения для продолжения биологического образования.

Достижение цели изучения учебного предмета «Биология» на углублённом уровне обеспечивается решением следующих задач:

освоение обучающимися системы биологических знаний: об основных биологических теориях, концепциях, гипотезах, законах, закономерностях и правилах, составляющих современную естественно-научную картину мира; о строении, многообразии и особенностях биологических систем (клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера); о выдающихся открытиях и современных исследованиях в биологии;

ознакомление обучающихся с методами познания живой природы: исследовательскими методами биологических наук (молекулярной и клеточной биологии, эмбриологии и биологии развития, генетики и селекции, биотехнологии и синтетической биологии, палеонтологии, экологии); методами самостоятельного проведения биологических исследований в лаборатории и в природе (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование);

овладение обучающимися умениями: самостоятельно находить, анализировать и использовать биологическую информацию; пользоваться биологической терминологией и символикой; устанавливать связь между развитием биологии и социально-экономическими и экологическими проблемами человечества; оценивать последствия своей деятельности по отношению к окружающей природной среде, собственному здоровью и здоровью окружающих людей; обосновывать и соблюдать меры профилактики инфекционных заболеваний, правила поведения в природе и обеспечения безопасности собственной жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; характеризовать современные научные открытия в области биологии;

развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей в процессе знакомства с выдающимися открытиями и современными исследованиями в биологии, решаемыми ею проблемами, методологией биологического исследования, проведения экспериментальных исследований, решения биологических задач, моделирования биологических объектов и процессов;

воспитание у обучающихся ценностного отношения к живой природе в целом и к отдельным её объектам и явлениям; формирование экологической, генетической грамотности, общей культуры поведения в природе; интеграции естественно-научных знаний;

приобретение обучающимися компетентности в рациональном природопользовании (соблюдение правил поведения в природе, охраны видов, экосистем, биосферы), сохранении собственного здоровья и здоровья окружающих людей (соблюдения мер профилактики заболеваний, обеспечение безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера) на основе использования биологических знаний и умений в повседневной жизни;

создание условий для осознанного выбора обучающимися индивидуальной образовательной траектории, способствующей последующему профессиональному самоопределению, в соответствии с индивидуальными интересами и потребностями региона

.

Общее число часов, отведенных на изучение биологии на углубленном уровне среднего общего образования, составляет 204 часа: в 10 классе – 102 часа (3 часа в неделю), в 11 классе – 102 часа (3 часа в неделю).

 

‌‌Виды контроля: входной, промежуточный, итоговый  (начало, середина и конец учебного  года). Контроль состоит из устных опросов,  контрольных работ, тестовых заданий, лабораторных и практических работ, проектов, научно – исследовательских работ.

Основные разделы программы:

10 класс - Биология как наука. Живые системы и их изучение.  Биология клетки. Химическая организация клетки. Строение и функции клетки. Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Наследственная информация и реализация её в клетке. Жизненный цикл клетки. Строение и функции организмов. Размножение и развитие организмов. Генетика – наука о наследственности и изменчивости организмов. Селекция организмов. Биотехнология и синтетическая биология.

11 класс - Зарождение и развитие эволюционных представлений в биологии. Микроэволюция и её результаты. Макроэволюция и её результаты. Происхождение и развитие жизни на Земле. Происхождение человека – антропогенез. Организмы и среда обитания. Экология видов и популяций. Экология сообществ. Экологические системы. Биосфера – глобальная экосистема. Человек и окружающая среда.

Учебно – методический комплект.

 Биология, 11 класс/ Агафонова И.Б., Сивоглазов В.И., Общество с ограниченной ответственностью «ДРОФА»; Акционерное общество «Издательство «Просвещение»‌​

​‌Биология. 10 класс.В.И.Сивоглазов, И.Б.Агафонова, Е.Т.Захарова. М.: ДРОФА

рабочая программа. Биология.10 -11 классы .Углубленный уровень Документ подписан электронной подписью Серийный номер 337396642673316130395918289135989875618693781126 Директор/Заведующий Зарубина Наталья Борисовна Дата подписания документа 18.01.2024 13:46:33 (скачать) (посмотреть) (текст документа)
Рабочая программа по биологии 10 - 11 класс. Базовый уровень Документ подписан электронной подписью Серийный номер 337396642673316130395918289135989875618693781126 Директор/Заведующий Зарубина Наталья Борисовна Дата подписания документа 18.01.2024 13:46:27 (скачать) (посмотреть) (текст документа)
Рабочая программа по биологии 5 - 9 классы Документ подписан электронной подписью Серийный номер 337396642673316130395918289135989875618693781126 Директор/Заведующий Зарубина Наталья Борисовна Дата подписания документа 18.01.2024 13:46:23 (скачать) (посмотреть) (текст документа)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».