Биология
5-9 классы
Программа по биологии на уровне основного общего
образования составлена на основе требований к результатам освоения основной
образовательной программы основного общего образования, представленных в ФГОС
ООО, а также федеральной рабочей программы воспитания.
Программа по биологии направлена на формирование
естественно-научной грамотности обучающихся и организацию изучения биологии на
деятельностной основе. В программе по биологии учитываются возможности учебного
предмета в реализации требований ФГОС ООО к планируемым личностным и
метапредметным результатам обучения, а также реализация межпредметных связей
естественно-научных учебных предметов на уровне основного общего образования.
При переходе с концентрического курса на линейный изучение
биологии с 5 по 7 классы обучение идет по ФОП, в 8 классе (Человек) и 9 (Общая
биология) по ФГОС ООО.
Целями изучения биологии на уровне основного общего
образования являются:
формирование системы знаний о признаках и процессах
жизнедеятельности биологических систем разного уровня организации;
формирование системы знаний об особенностях строения, жизнедеятельности
организма человека, условиях сохранения его здоровья;
формирование умений применять методы биологической
науки для изучения биологических систем, в том числе организма человека;
формирование умений использовать информацию о
современных достижениях в области биологии для объяснения процессов и явлений
живой природы и жизнедеятельности собственного организма;
формирование умений объяснять роль биологии в
практической деятельности людей, значение биологического разнообразия для
сохранения биосферы, последствия деятельности человека в природе;
формирование экологической культуры в целях сохранения
собственного здоровья и охраны окружающей среды.
Достижение целей программы по биологии обеспечивается
решением следующих задач:
приобретение обучающимися знаний о живой природе,
закономерностях строения, жизнедеятельности и средообразующей роли организмов,
человеке как биосоциальном существе, о роли биологической науки в практической
деятельности людей;
овладение умениями проводить исследования с использованием
биологического оборудования и наблюдения за состоянием собственного организма;
освоение приёмов работы с биологической информацией, в
том числе о современных достижениях в области биологии, её анализ и критическое
оценивание;
воспитание биологически и экологически грамотной
личности, готовой к сохранению собственного здоровья и охраны окружающей среды.
Основные разделы
дисциплины:
5 класс - Биология — наука о живой природе. Методы изучения живой
природы. Организмы — тела живой природы. Организмы и среда обитания. Природные
сообщества.
Живая природа и человек.
6 класс - Растительный организм. Строение и многообразие покрытосеменных растений.
Жизнедеятельность растительного организма.
7 класс - Систематические группы растений. Развитие растительного
мира на Земле. Растения в природных сообществах. Растения и человек. Грибы.
Лишайники. Бактерии.
8 класс - Животный организм. Строение и жизнедеятельность
организма животного. Основные категории систематики животных. Одноклеточные
животные – простейшие. Многоклеточные животные. Кишечнополостные. Плоские,
круглые, кольчатые черви. Членистоногие. Хордовые. Рыбы. Земноводные. Пресмыкающиеся.
Птицы. Млекопитающие. Развитие животного
мира на Земле. Животные в природных сообществах. Животные и человек.
9 класс - Человек — биосоциальный вид. Структура организма
человека. Нейрогуморальная регуляция.
Опора и движение. Внутренняя среда организма. Дыхание. Кровообращение.
Питание и пищеварение. Обмен веществ и превращение энергии. Кожа. Выделение. Размножение
и развитие. Органы чувств и сенсорные системы. Поведение и психика. Человек и
окружающая среда.
Виды контроля: входной, промежуточный,
итоговый (начало, середина и конец
учебного года). Контроль состоит из
устных опросов, контрольных работ,
тестовых заданий, лабораторных и практических работ.
Общее число
часов, отведенных для изучения биологии, составляет 238 часов: в 5 классе – 34
часа (1 час в неделю), в 6 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 7 классе – 34
часа (1 час в неделю), в 8 классе – 68 часов (2 часа в неделю), в 9 классе – 68
часов (2 часа в неделю).
Учебно – методический комплект
Пасечник
В.В., Суматохин С.В., Гапанюк З.Г., Шевцов Г.Г.; Биология, 5 класс Москва
«Просвещение», 2023г
Пасечник
В.В., Суматохин С.В., Гапанюк З.Г., Шевцов Г.Г.; Биология, 6 класс Москва
«Просвещение», 2023г
Уроки биологии. 5—6 классы: пособие для
учителей общеобразоват. учреждений / [В. В. Пасечник, С. В. Суматохин, Г. С.
Калинова, З. Г. Гапонюк]/под ред. В. В. Пасечника; Рос. акад. наук, Рос. акад.
образования, изд-во «Просвещение». — М.: Просвещение, 2019.
Методические пособие на сайте «Просвещение»
10-11 класс
При разработке программы по
биологии теоретическую основу для определения подходов к формированию
содержания учебного предмета «Биология» составили: концептуальные положения
ФГОС СОО о взаимообусловленности целей, содержания, результатов обучения и
требований к уровню подготовки выпускников, положения об общих целях и
принципах, характеризующих современное состояние системы среднего общего
образования в Российской Федерации, а также положения о специфике биологии, её
значении в познании живой природы и обеспечении существования человеческого
общества. Согласно названным положениям, определены основные функции программы
по биологии и её структура.
Цель изучения учебного предмета «Биология» на базовом
уровне – овладение обучающимися знаниями о структурно-функциональной
организации живых систем разного ранга и приобретение умений использовать эти
знания для грамотных действий в отношении объектов живой природы и решения
различных жизненных проблем.
Достижение цели изучения учебного предмета «Биология»
на базовом уровне обеспечивается решением следующих задач:
освоение обучающимися системы знаний о биологических
теориях, учениях, законах, закономерностях, гипотезах, правилах, служащих
основой для формирования представлений о естественно-научной картине мира, о
методах научного познания, строении, многообразии и особенностях живых систем
разного уровня организации, выдающихся открытиях и современных исследованиях в
биологии;
формирование у обучающихся познавательных,
интеллектуальных и творческих способностей в процессе анализа данных о путях
развития в биологии научных взглядов, идей и подходов к изучению живых систем
разного уровня организации;
становление у обучающихся общей культуры,
функциональной грамотности, развитие умений объяснять и оценивать явления
окружающего мира живой природы на основании знаний и опыта, полученных при
изучении биологии;
формирование у обучающихся умений иллюстрировать
значение биологических знаний в практической деятельности человека, развитии
современных медицинских технологий и агробиотехнологий;
воспитание убеждённости в возможности познания
человеком живой природы, необходимости бережного отношения к ней, соблюдения
этических норм при проведении биологических исследований;
осознание ценности биологических знаний для повышения
уровня экологической культуры, для формирования научного мировоззрения;
применение приобретённых знаний и умений в повседневной
жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей
среде, собственному здоровью, обоснование и соблюдение мер профилактики
заболеваний.
Для изучения биологии на базовом уровне среднего общего
образования отводится 68 часов: в 10 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 11
классе – 34 часа (1 час в неделю).
Основные разделы программы:
«Биология как наука. Методы научного познания», «Клетка как биологическая
система», «Организм как биологическая система», «Система и многообразие
органического мира», «Эволюция живой природы», «Экосистемы и присущие им
закономерности».
Виды контроля: входной, промежуточный,
итоговый (начало, середина и конец
учебного года). Контроль состоит из
устных опросов, контрольных работ, тестовых
заданий, лабораторных и практических работ.
Учебно – методический комплект.
Биология.
10 класс. Методическое пособие. Мишакова В.И. , Агафонова И.Б., Сивоглазов В.И.
Издательство " Просвещение".Биология. 10 класс. Методическое пособие.
Мишакова В.И. ,
Биология. 11 класс. Методическое пособие.
Мишакова В.И.,Агафонова И.Б., Сивоглазов В.И. Издательство "
Просвещение".
Углубленный уровень для
обучающихся 10 – 11 классов Программа по учебному предмету "Биология"
(далее - биология) на уровне среднего общего образования разработана на основе Федерального
закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС
СОО, Концепции преподавания учебного предмета «Биология» и основных положений
федеральной рабочей программы воспитания. Цель изучения учебного предмета «Биология» на углублённом
уровне – овладение обучающимися знаниями о структурно-функциональной
организации живых систем разного ранга и приобретение умений использовать эти
знания в формировании интереса к определённой области профессиональной
деятельности, связанной с биологией, или к выбору учебного заведения для
продолжения биологического образования. Достижение цели изучения учебного предмета «Биология»
на углублённом уровне обеспечивается решением следующих задач: освоение обучающимися системы биологических знаний: об
основных биологических теориях, концепциях, гипотезах, законах, закономерностях
и правилах, составляющих современную естественно-научную картину мира; о
строении, многообразии и особенностях биологических систем (клетка, организм,
популяция, вид, биогеоценоз, биосфера); о выдающихся открытиях и современных
исследованиях в биологии; ознакомление обучающихся с методами познания живой
природы: исследовательскими методами биологических наук (молекулярной и
клеточной биологии, эмбриологии и биологии развития, генетики и селекции,
биотехнологии и синтетической биологии, палеонтологии, экологии); методами
самостоятельного проведения биологических исследований в лаборатории и в
природе (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование); овладение обучающимися умениями: самостоятельно
находить, анализировать и использовать биологическую информацию; пользоваться
биологической терминологией и символикой; устанавливать связь между развитием
биологии и социально-экономическими и экологическими проблемами человечества; оценивать
последствия своей деятельности по отношению к окружающей природной среде,
собственному здоровью и здоровью окружающих людей; обосновывать и соблюдать
меры профилактики инфекционных заболеваний, правила поведения в природе и
обеспечения безопасности собственной жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях
природного и техногенного характера; характеризовать современные научные
открытия в области биологии; развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих
способностей в процессе знакомства с выдающимися открытиями и современными
исследованиями в биологии, решаемыми ею проблемами, методологией биологического
исследования, проведения экспериментальных исследований, решения биологических
задач, моделирования биологических объектов и процессов; воспитание у обучающихся ценностного отношения к живой
природе в целом и к отдельным её объектам и явлениям; формирование
экологической, генетической грамотности, общей культуры поведения в природе;
интеграции естественно-научных знаний; приобретение обучающимися компетентности в рациональном
природопользовании (соблюдение правил поведения в природе, охраны видов,
экосистем, биосферы), сохранении собственного здоровья и здоровья окружающих
людей (соблюдения мер профилактики заболеваний, обеспечение безопасности жизнедеятельности
в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера) на основе
использования биологических знаний и умений в повседневной жизни; создание условий для осознанного выбора обучающимися
индивидуальной образовательной траектории, способствующей последующему
профессиональному самоопределению, в соответствии с индивидуальными интересами
и потребностями региона . Виды контроля: входной, промежуточный, итоговый (начало, середина и конец учебного года). Контроль состоит из устных
опросов, контрольных работ, тестовых
заданий, лабораторных и практических работ, проектов, научно –
исследовательских работ. Основные разделы
программы: 10 класс - Биология как наука. Живые
системы и их изучение. Биология клетки.
Химическая организация клетки. Строение и функции клетки. Обмен веществ и превращение
энергии в клетке. Наследственная информация и реализация её в клетке. Жизненный
цикл клетки. Строение и функции организмов. Размножение и развитие организмов.
Генетика – наука о наследственности и изменчивости организмов. Селекция
организмов. Биотехнология и синтетическая биология. 11 класс - Зарождение и развитие эволюционных
представлений в биологии. Микроэволюция и её результаты. Макроэволюция и её
результаты. Происхождение и развитие жизни на Земле. Происхождение человека –
антропогенез. Организмы и среда обитания. Экология видов и популяций. Экология
сообществ. Экологические системы. Биосфера – глобальная экосистема. Человек и
окружающая среда. Учебно –
методический комплект. Биология.
10 класс.В.И.Сивоглазов, И.Б.Агафонова, Е.Т.Захарова. М.: ДРОФА