Образовательная программа начального общего образования
Описание образовательной программы
Структура Программы
включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных
отношений за счет включения в учебные планы учебных предметов, учебных курсов
(в т.ч. внеурочной деятельности), учебных модулей по выбору родителей (законных
представителей) несовершеннолетних обучающихся из перечня, предлагаемого
школой.
Программа является основным
документом, регламентирующим образовательную деятельность в единстве урочной и
внеурочной деятельности
ООП НОО включает три раздела: целевой,
содержательный, организационный[1].
6. Целевой раздел определяет общее
назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации ООП НОО, а также
способы определения достижения этих целей и результатов[2].
7. Целевой раздел ООП НОО включает:
пояснительную записку;
планируемые результаты освоения
обучающимися ООП НОО;
систему оценки достижения планируемых
результатов освоения ООП НОО[3].
8. Пояснительная записка целевого
раздела ООП НОО раскрывает:
цели реализации ООП НОО,
конкретизированные в соответствии
с требованиями ФГОС НОО к результатам освоения обучающимися программы
начального общего образования;
принципы формирования и механизмы
реализации ООП НОО, в том числе посредством реализации индивидуальных учебных
планов;
общую характеристику ООП НОО.
9. Содержательный раздел ООП НОО
включает следующие программы, ориентированные на достижение предметных,
метапредметных и личностных результатов:
рабочие программы учебных предметов;
программу формирования универсальных
учебных действий у обучающихся[4];
рабочую программу воспитания.
Ррабочие программы учебных предметов
обеспечивают достижение планируемых результатов освоения ООП НОО и разработаны
на основе требований ФГОС НОО к результатам освоения программы начального
общего образования.
Программа формирования
универсальных учебных действий
у обучающихся содержит:
описание взаимосвязи универсальных
учебных действий с содержанием учебных предметов;
характеристики регулятивных,
познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся[5].
Сформированность универсальных
учебных действий у обучающихся определяется на этапе завершения ими освоения
программы начального общего образования[6].
Рабочая программа воспитания направлена
на сохранение
и укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей,
к которым относятся жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм,
гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие
нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного
над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм,
взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений,
единство народов России.[7]
Рабочая программа воспитания направлена
на развитие личности обучающихся, в том числе укрепление психического здоровья
и физическое воспитание, достижение ими результатов освоения программы
начального общего образования[8].
Рабочая программа воспитания реализуется
в единстве урочной и внеурочной деятельности, осуществляемой образовательной
организацией совместно с семьей и другими институтами воспитания[9].
Организационный раздел ООП НОО
определяет общие рамки организации образовательной деятельности, а также
организационные механизмы и условия реализации программы начального общего
образования[10] и
включает:
план внеурочной деятельности;
календарный учебный график;
календарный план воспитательной работы,
содержащий перечень событий и мероприятий воспитательной направленности,
которые организуются и проводятся образовательной организацией или в которых
образовательная организация принимает участие в учебном году или периоде
обучения.
ООП НОО является основным
документом, определяющим содержание общего образования, а также
регламентирующим образовательную деятельность организации в единстве урочной и
внеурочной деятельности при учете установленного ФГОС НОО соотношения
обязательной части программы и части, формируемой участниками образовательного
процесса.
[1] Пункт 29 Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования,
утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации
от 31 мая 2021 г. № 286 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской
Федерации
5 июля 2021 г., регистрационный № 64100), с изменениями, внесенными приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 18 июля 2022 г. № 569 (зарегистрирован
Министерством юстиции Российской
Федерации 17 августа 2022 г., регистрационный № 69676) (далее – ФГОС НОО,
утвержденный приказом № 286); пункт 16 Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации от 16 октября 2009 г.
№ 373 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 декабря 2009
г., регистрационный № 15785), с изменениями, внесенными
приказами Министерства образования
и науки Российской Федерации от 26 ноября 2010 г. № 1241 (зарегистрирован
Министерством юстиции Российской Федерации 4 февраля 2011 г., регистрационный №
19707), от 22 сентября 2011 г. № 2357 (зарегистрирован Министерством юстиции
Российской Федерации
12 декабря 2011 г., регистрационный № 22540), от 18 декабря 2012 г. № 1060
(зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 11 февраля 2013 г.,
регистрационный № 26993), от 29 декабря 2014 г. № 1643 (зарегистрирован
Министерством юстиции Российской Федерации
6 февраля 2015 г., регистрационный № 35916), от 18 мая 2015 г. № 507
(зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 июня 2015 г.,
регистрационный № 37714),
от 31 декабря 2015 г. № 1576 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской
Федерации
2 февраля 2016 г., регистрационный № 40936) и приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 11 декабря 2020 г. № 712 (зарегистрирован Министерством
юстиции Российской Федерации 25 декабря 2020 г., регистрационный № 61828) (далее – ФГОС НОО, утвержденный приказом № 373).
[2] Пункт 30 ФГОС НОО,
утвержденного приказом № 286; пункт 16 ФГОС НОО, утвержденного приказом № 373.
[3] Пункт 30 ФГОС НОО,
утвержденного приказом № 286; пункт 16 ФГОС НОО, утвержденного приказом № 373.
[4] Пункт 31 ФГОС НОО,
утвержденного приказом № 286; пункт 16 ФГОС НОО, утвержденного приказом № 373.
[5] Пункт 31.2 ФГОС НОО, утвержденного приказом № 286; пункт 19.4
ФГОС НОО, утвержденного приказом № 373.
[6] Пункт 31.2 ФГОС НОО, утвержденного приказом № 286; пункт 19.4
ФГОС НОО, утвержденного приказом № 373.
[7] Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об
утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению
традиционных российских духовно-нравственных ценностей» (Официальный
интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 2022, 9 ноября, №
0001202211090019).
[8] Пункт 31.3 ФГОС НОО, утвержденного приказом № 286; пункт 19.6
ФГОС НОО, утвержденного приказом № 373.
[9] Пункт 31.3 ФГОС НОО, утвержденного приказом № 286; пункт 19.6
ФГОС НОО, утвержденного приказом № 373.
[10] Пункт 32 ФГОС НОО, утвержденного приказом № 286; пункт 16
ФГОС НОО, утвержденного приказом № 373.